Теория эффективности

Расчет эффективности упрощенной логистической операции

Основная задача логистики – выбор оптимального пути и транспорта, очень тесно переплетается с выбором размеров партии поставляемой продукции. Эту задачу решают менеджеры направления. Поэтому тех специалистов, которые планируют логистические операции с учетом выбора оптимальных параметров партии поставки, называют логистик-менеджерами.

Рассмотрим типичную задачу, которая ежедневно решается логистик - менеджерами.

Условие задачи

Необходимо закупить партию продукции или товара. Для ее доставки можно использовать автомобильный или железнодорожный транспорт.

Автомобильная доставка дороже, время доставки меньше, а стоимость закупки менее крупной партии выше. Для этой операции можно заказать автомобиль с грузоподъемностью 20 тонн. Входная стоимость единицы товарного продукта 2500 ден.ед. Стоимость доставки 5000 ден.ед. Время доставки 2 дня c момента оплаты. Средняя реализация продукции 2 тонны в день при цене реализации 3500 ден.ед. за единицу отпущенной продукции.

Железнодорожная доставка. Перевозка вагоном вмещающим 60 тонн продукции. Входная стоимость единицы товарного продукта 2000 ден.ед. Себестоимость закупки на 500 ден. ед. меньше за счет покупки более крупной партии. Стоимость доставки 7000 ден. ед. Время доставки 7 дней c момента оплаты. Средняя реализация продукции 2 тонны в день при цене реализации 3500 ден.ед. за единицу отпущенной продукции.

Первый этап. Составление натуральной регистрационной модели логистической операции

Модель операции оформим в виде таблицы.
Ресурсы операции     Усл.об.     Данные операции
Дни     n     0     1     2     3     4     5     6     7     8
Транспорт     rq1             1                        
Партия закупки     rq2         20                            
Товарная партия     pq                         5     5     5     5

В этой модели регистрируются количественные показатели ресурсов операции, выраженные в натуральных величинах. Так, в первый день проведения операции было оплачено 20 тонн нужной продукции. Во второй день была произведена оплата одного транспортного средства. Два дня длилась доставка и четыре дня шла реализация продукции партиями по 5 тонн.

Второй этап. Формирование приведенной операции

На этом этапе данные выраженные в натуральных величинах последовательно приводятся к сопоставимым стоимостным величинам исходя из выражений: re1=rs1·rq1; re2=rs2·rq2; pe=pq·ps.

Здесь rs1 - стоимость транспортной услуги; rs2 - стоимость единицы входного продукта, ps - стоимость единицы выходного или товарного продукта; rq1 – количество единиц транспорта; rq2 – объем (величина) входной партии продукции; pq – объем (величина) выходной партии товарной продукции; re1 - стоимость транспортных услуг; re2 - стоимость входной партии продукции; re - общая стоимость входных ресурсов операции; pe - стоимость товарной партии продукции.
Усл.об.     Данные операции
n     0     1     2     3     4     5     6     7     8
re1             5 000                        
re2         50 000                            
pe                         17 500     17 500     17 500     17 500

Поскольку теперь входные ресурсы операции между собой сопоставимы, можно убрать одну строку таблицы данных, поскольку re=re1+re2.

Усл.об.     Данные операции
n     0     1     2     3     4     5     6     7     8
re         50 000     5 000                        
pe                         17 500     17 500     17 500     17 500

Третий этап. Перенос данных в программу ERA-2005 и расчет эффективности

Теперь табличные данные можно перенести в программу ERA-2005 (рис.1). Как вносить данные в программу можно узнать здесь.

Рис.1 Программа с введенными данными

Нажимаем на кнопку «Расчет операции» и на вкладке «Результаты» наблюдаем расчетное значение эффективности (рис.2).

Рис.2 Результат расчета первой логистической операции

Четвертый этап. Повторение этапов для рассчета эффективности второй логистической операции

Теперь все шаги повторяем для второй логистической операции и после ввода данных получаем следующий результат (рис.3).

Рис.3 Программа с введенными данными второй логистической операции

Нажимаем кнопку расчет и получаем окончательный результат (рис.4).

Рис.3 Результат расчета первой и второй логистических операций

Выводы

1. Несмотря на то что стоимость входной партии продукции второго варианта логистической операции существенно ниже, как собственно и приведенные транспортные затраты, эффективность этой операции значительно ниже. Данный факт далеко не очевиден, поэтому можно поздравить руководителей предприятия с тем, что теперь у них на службе находится еще один очень квалифицированный специалист, который не делает ошибок и всегда принимает правильное решение. Естественно, если ему предоставлены полные и правильно сформированные данные.

2. Использование программы ERA-2005 превратило расчет эффективности логистических операций в простую формальность. Теперь основная задача логистик - менеджера правильно сформулировать начальные условия и ввести данные в программу.

Самостоятельное задание

В таблице приведены варианты логистических задач. Здесь: re1 - стоимость доставки; re2 - стоимость партии закупки; pe - объем ежедневной продажи; Tpe - количество дней продажи продукции; Td - время доставки.

Цифры стоимостных оценок указаны в тысячах стоимостных единиц (т.е. 5 это 5 000 ден.ед.). Оплата доставки и оплата всей партии продукции осуществляются в первый день начала проведения логистической операции.

Необходимо из несколиких вариантов операций выбрать самую эффективную.

Усл.об.     Варианты
№     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10
re1     5     10     1     20     7     4     12     10     15     1
re2     50     100     4     200     140     25     150     300     500     2
pe     10     17     1     10     12     2     15     40     28     1
Tpe     8     15     7     30     15     20     15     10     20     5
Td     3     28     2     6     4     5     10     4     14     20

1. Для одного из вариантов задания проведите аналитическое исследование:
- С произвольно выбранным, но постоянным шагом, увеличивайте интервал времени доставки продукции.
- Для 10 точек постройте график изменения эффективности операции от времени доставки. Объясните полученный результат.
- Какой еще вы знаете способ оценки эффективности операции?
- Сделайте анализ изменения эффективности операции от времени доставки, опираясь на альтернативный способ определения эффективности.
- Дайте оценку способам определения эффективности.

2. Для одного из вариантов задания проведите аналитическое исследование. Цель исследования – зависимость эффективности операции от стоимости доставки.
- С постоянным шагом увеличивайте стоимость доставки продукции. Для десяти вариантов постройте зависимость изменения эффективности операции от стоимости доставки продукции. Объясните полученный результат. Следите за тем, чтобы общая стоимость доставки и стоимость закупаемой продукции не превышала доход от продаж.

3. Для одного из вариантов задания проведите аналитическое исследование. Цель исследования – зависимость эффективности операции от стоимости закупки продукции.
- С постоянным шагом увеличивайте стоимость закупки продукции. Для десяти вариантов постройте зависимость изменения эффективности операции от стоимости закупки продукции. Объясните полученный результат. Следите за тем, чтобы общая стоимость доставки и стоимость закупаемой продукции не превышала доход от продаж.

4. Для одного из вариантов задания проведите аналитическое исследование. Цель исследования – зависимость эффективности операции от увеличения дохода.
- С постоянным шагом увеличивайте стоимость продажи продукции. Для десяти вариантов постройте зависимость изменения эффективности операции от объема полученного дохода. Объясните полученный результат. Следите за тем, чтобы общая стоимость доставки и стоимость закупаемой продукции не превышала доход от продаж.