Эффективно создаем эффективные системы

Вторая проблема теории и практики управления

Это не совсем так. Отсутствие показателя, который можно использовать в качестве единого критерия оптимального управления является только одной причиной низкого "финансового КПД" предприятий.

Забегая немного вперед, заметим, такой показатель эффективности уже разработан, но использовать его возможности, ни ученые, ни производственники не торопятся. Почему проблема не решается? Встречный вопрос: "Почему, несмотря на очевидные преимущества электромобилей, по сравнению с автомобилями, их массового использования не наблюдается?".

Технически все готово. Массовое производство позволит очень быстро снизить стоимость электромобилей, как минимум, до уровня традиционных авто аналогичного класса. А что делать с мощностями нефтеперерабатывающей промышленности? Куда девать колоссальную сеть автозаправок, автосервисов?

С управляемыми системами ситуация не буквальная, но, достаточно схожая. Нельзя "навесить" более совершенную систему управления на существующую инфраструктуру предприятия, не готовую отрабатывать новые команды. Да, наши предприятия изначально не проектировались для того, чтобы быть хорошо управляемыми в принципе.

Представьте себе колонну старых автомобилей идущих по трассе в привычном режиме. Давайте внутри колонны поставим более совершенный автомобиль, который выбирает оптимальную скорость, в зависимости от веса перевозимого груза, стоимости горючего, учета износа и геометрии трассы. Все его преимущества бесполезны, если нет свободы маневра.

Да, сегодня работает огромное количество практически полностью автоматизированных производств. Непрерывный поток движения продуктов, которые перемещаются от одной стадии производства к другой, впечатляет и завораживает. Такие технологические линии любят показывать в телепередачах, демонстрирующих стандарты качества. Но это поток автомобилей лишенных маневра.

Например, когда мы искали самый выгодный режим нагрева жидкости, то изменяли подачу газа, а одновременно у нас менялось и время технологической операции. Но, для этого нужно иметь запасы газа. Нагретую жидкость нужно передавать потребителю сразу, как только процесс нагрева завершен. Для этого необходимо чтобы потребителем была система, способная накапливать запасы. Можно было получить еще одну степень свободы и изменять объем нагреваемой жидкости. Тогда нужны запасы емкостей различного объема, чтобы греть жидкость, а не излишний материал емкости.

Т.е. технологические процессы систем преобразования (СП) продуктов должны быть отделены друг от друга специальными системами, которые в данной работе определены как "разделительные системы" (PC) (рис.1).

структура участка предприятия подготовленного для решения задач оптимизации
Рис.1 Возможный вариант структуры участка предприятия подготовленного
для решения задач оптимизации

За рубежом такие системы обычно определяют как системы буферизации. В кругу специалистов постсоветского пространства говорят о системах управления запасами.

Как правило, разделительные системы целенаправленно устанавливаются только для накопления входной и готовой продукции предприятий. Если внутри предприятия и есть разделительные системы, то они используются не для решения задач оптимизации технологических процессов, а для создания резервных запасов на случай возникновения аварийных ситуаций или для решения задач стабилизации параметров технологических процессов. На решение этих задач нацелены и их конструктивные параметры.

В целом, технологическое оборудование еще на стадии проектирования конфигурируется так, что системы преобразования продуктов непосредственно взаимодействуют друг с другом, исключая возможность оптимизации процессов преобразования.

Неготовность инфраструктуры предприятия к решению задач оптимизации является второй проблемой теории и практики управления.